С 1 сентября детям предстоит привыкать к новым правилам: никаких мобильных телефонов в школе. Теперь учащиеся будут сдавать гаджеты на весь день, а не только на время уроков (как это принято в некоторых школах). Телефоны предлагается оставлять под камерами видеонаблюдения, а за их сохранность будут отвечать назначенные сотрудники школ, рассказали в Минобразования. Что думают о нововведении родители? Мы провели собственный опрос. Как это часто бывает, мнения разделились.
Читать на OnlínerЛеонид — папа третьеклассника, и в споре «за и против мобильников» он однозначно поддерживает ограничения. Аргумент простой: «Зачем детям телефоны на уроках? Мы как-то учились без них».
— Наш классный руководитель с первого класса сказал, что в школе, а точнее на уроках, телефонов не должно быть. Дети сами оставляют их у учителя утром, а после окончания уроков получают обратно. Кроме того, у моего ребенка стоит родительский контроль, и во время урока он не может пользоваться телефоном (то есть играть), только если позвонить экстренно. Так что нововведения я полностью поддерживаю.
— А если вдруг ребенку нужно срочно позвонить и телефон понадобится? — уточняем.
— Мы на родительском собрании оговаривали это. Все родители согласились: если что-то случится, всегда есть классный руководитель — она родителю и наберет.
В 66-й школе Минска, рассказывает отец пяти- и десятиклассника, дети уже давно сдают телефоны на каждом уроке. В начале этой четверти родители единогласно поддержали идею собирать смартфоны в начале дня и отдавать в конце. Теперь для мобильников оборудовали отдельное помещение в учительской — судя по всему, такой сценарий ждет с 1 сентября все белорусские школы.
— Это не учение, а деградация, когда под рукой мобильник, — Андрей всеми руками поддерживает запрет. — Школа не для этого, школа для знаний! А если есть страх, что дети не смогут связаться с родителями, есть же классный руководитель. Или можно купить кнопочный телефон «для школы».
У Екатерины ребенок учится в 20-й школе Минска. Мама говорит, что сейчас с забором/раздачей телефонов часто бывает суматоха:
— С 5-го класса алгоритм следующий: дети приходят в класс на урок, сдают в ячейку учителю телефоны, а после урока забирают. И каждый учитель (они все время разные) принимает и раздает телефоны. Тут, к сожалению, иногда возникают ситуации, что дети забывают забрать в спешке и потом начинается паника, что потеряли телефон. Иногда в родительских чатах уже чуть не угрозы были: «Идем подавать заявление в милицию и т. д».
Если ребенку нужно срочно позвонить, рассказывает мама, сейчас это можно сделать во время перемены. После полного запрета, вероятно, такой возможности не будет. Кроме того, мама опасается за то, что «с телефоном может что-то произойти, а затраты лягут на плечи родителей».
Марина в целом поддерживает запрет, но не верит, что он по-настоящему заработает.
— У нас в «Новой Боровой» запрет действует уже давно: мы купили на класс специальный бокс с ячейками для хранения. Утром дети сдают телефоны у классного руководителя в кабинете, после уроков забирают. Но 90% детей сдают запасные телефоны, а на руках остается основной. Или, наоборот, сдается основной, а запасной используется для игр. Если повезет и никто не заметит на уроке или перемене, то ок. В начальной школе дети пока послушные, сдают и умные часы, и телефоны в ячейки.
По мнению мамы, проблема с телефонами существует, и она точно не надуманная:
— Дети зависимы, сидят в телефонах на уроках, переменах, выходят в «туалет» на уроках, а сами играют.
У Натальи две дочки-школьницы. И вот что ей ответила девятиклассница, когда мама отправила статью о нововведении:
— Действительно, одноклассники приносили по два телефона и сдавали нерабочий. Схем у детей много, вряд ли что-то толковое [из запрета] выйдет, — считает мама. — Я сейчас, возможно, выскажу непопулярное мнение, но очень удобно спихивать проблему на телефон вместо того, чтобы сделать его помощником в получении знаний. Я сама учу своих детей пользоваться ИИ, чтобы им было легче жить.
В минской гимназии-колледже искусств телефоны забирают только на время контрольных, рассказывает мама восьмиклассницы. Перспектива того, что теперь смартфона у ребенка во время учебы не будет, минчанку не радует.
— Я отношусь резко негативно к запрету, потому что ситуации бывают разные: стало плохо, случился форс-мажор в семье, отменили какой-то урок (если телефон не рядом, получается задержка). Особенно это касается нашей школы, так как она не привязана к району и я езжу за ребенком из-за пределов города.
Сейчас мне дочка пишет во время школьных занятий по делу, если хочет поделиться радостью или печалью (чаще по поводу результатов контрольных работ). Не вижу в этом ничего плохого — скорее наоборот. Я контролирую время использования телефона и приложения и знаю, что там нет глупого «просиживания» в телефоне во время уроков.
На мой взгляд, не запрещать телефоны надо, а формировать культуру общения, повышать цифровую грамотность, разговаривать со своими детьми и проводить с ними как можно больше времени (но обсуждать не школу, а взаимоотношения, увлечения, интересные события и новости). Глупо перекладывать ответственность за своих детей на школу. Если кто-то из родителей переживает, что его дети на уроках сидят в телефоне, то пусть он решит вопросы радикально у себя в семье.
Нина также убеждена, что школа не должна собирать телефоны у детей. И главное, что беспокоит маму, это то, что ребенок не сможет быстро сообщить родителям о плохом самочувствии.
— В случае любого ЧП в стенах школы ребенок не сможет оповестить родителя. Вряд ли при пожаре, например, учитель будет раздавать мобильники учащимся. И на десерт (хотя это не последний аргумент) неправомерные действия взрослых в школе. Не будет возможности видеоофиксации этих действий, как следствие, не будет доказательств! И не у кого просить помощи и защиты — телефон-то забрали.
А вот каким мнением с нами поделился ученик 7-класса одной из могилевских школ:
— Телефоны у нас сейчас запрещены лишь частично. Почти в каждом кабинете есть коробка, куда мы их сдаем. Вообще я давно начал замечать, что мои одноклассники слишком часто сидят в телефоне: каждую перемену, а иногда даже во время урока. Поддерживаю ли я полный запрет? С одной стороны, это, возможно, даст больше концентрации на учебе. С другой: если ребенку будет кто-то звонить, то как ему об этом узнать, не используя умные часы? Классный руководитель говорит, что телефоны, возможно, будут охранять в фойе и придется учителям писать записки, чтобы ребенку отдали телефон на время.
И наконец, что думают учителя? Публикуем позицию преподавателя и родителя в одном лице:
— Телефоном однозначно нужно запретить пользоваться в школе. У нас в школе (Гродненская область. —Прим. Onlíner) телефоны у детей мы не забираем во время урока, но просим спрятать их в рюкзаки. На уроках учащиеся ими и не пользуются. Но вы не представляете, что творится на переменах! Все только в телефонах и сидят. Игры! Игры! Игры! Больше ничего.
Аргумент, что родитель должен быть на связи с ребенком, неактуален. Для экстренной связи можно связаться с классным руководителем, директором, с любым учителем. Также можно позвонить на городской номер. Они есть в свободном доступе на сайтах школ.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро